U-Kroha.RU



Международный Семинар «Развитие речи и языковых средств по методу Монтессори: теория и практика»

6 Ноября 2011 года


Ноябрьские праздники Анна Хитрова и я, Людмила Фелль, провели в Санкт-Петербурге.

4 и 5 ноября в Санкт-Петербургской школе Валентины Михайловой проходил международный семинар "Развитие речи и языковых средств по методу Монтессори: теория и практика".


Подвижный алфавит начала XX векаГербарий и геометрический комод начала XX века

Этот семинар состоялся в рамках программы культурного обмена Россия-Италия. Итальянская делегация привезла с собой старинные итальянские монтессори-материалы: подвижный алфавит, гербарий, геометрический комод, пожелтевшие шершавые буквы, детские сочинения 50-х годов.


Выступали удивительные педагоги, ученые, психологи. Так, Елена Александровна Хилтунен презентовала книгу "Русская грамматика по методу Монтессори". В основу книги легли четыре работы, написанные в период с 1917 по 1929 годы, основательницей российской Монтессори-педагогики Юлией Ивановной Фаусек.


Семинар

Рассматривались особенности развития языка у детей до года, от года до 3 лет и от 3 до 6 лет. Так, в период до 3 лет самым главным фактором в развитии речи ребенка является взрослый (мама, педагог). Только когда ребенок слышит полноценный разговор взрослых, а не лепет и сюсюканье, видит действия взрослых, проясняющие значение, он схватывает живой язык, включая даже сложные конструкции языка. После 3-летнего возраста требования к речи взрослого меняются. Она должна быть немногословной, ясной, разнообразной, чистой. В этот период большое значение имеет подготовленная языковая среда.


Семинар

Обучение чтению и письму было также одной из основных тем. Группа материалов развивающей Монтессори-среды "упражнения практической жизни" – это лучшее начало подготовки руки к письму. Металлические рамки-вкладыши, шероховатые буквы, доска с мелом, ящик для письма на манке, подвижный алфавит нацелены на то, чтобы обучить ребенка письму, считала Мария Монтессори. И именно письмо является главной подготовкой к чтению.

«Письмо – процесс, в котором преобладают психомоторные механизмы; чтение – работа чисто интеллектуального свойства» (М.Монтессори).


Особенно запомнились выступления Цейтлин Стеллы Наумовны, профессора РГПУ им.Герцена, и Кевина Платта (Kevin M.F. Platt), профессора Университета Пенсильвании, США. Оба докладчика подняли тему освоения детьми второго языка. Они полностью подтвердили мою внутреннюю убежденность в том, что окружение ребенка иностранной речью посредством беспереводных и коммуникативных методик закладывает механизмы восприятия речи и ее понимания без усилий, без заучивания правил грамматики, но естественно и гармонично.


Участники семинара в детском центре Валентины Михайловой

Организация семинара порадовала всех участников. Доклады перемежались с мастер-классами, чаепития с "круглыми столами", показательные уроки с посещением Монтессори-школы и дошкольного Монтессори-центра.

Плотный и разнообразный график семинара не оставил равнодушным никого. Много говорилось о необходимости делиться информацией, наработками и полученным опытом.



Мы вернулись в Москву с новыми идеями, планами, вдохновением и желанием сделать для детей новые материалы и показать им новые варианты работы.


Санкт-Петербург – Москва

.



Опубликовано по адресу: