Главная

О нашем центре

Наши методики

Биография М.Монтессори
Методика Монтессори
Развивающая среда
Иностранные языки

Наши группы

4 - 11 мес : Моя Кроха
1 - 3 года : Малыш и мама
2 - 3 года : Тоддлеры
3 - 4 года : Я расту!
Группы неполного дня
Творческая студия
Математика
Психолог
Логопед

Крохотные события

Филиалы

Видео

Фотогалерея

Вакансии

Контакты


8 (916) 682 32 35
8 (916) 965 97 78



Facebook Одноклассники ВКонтакте Twitter


Свобода в системе Монтессори

Автор: монтессори специалист тоддлер-группы детского центра "Умная Кроха" Иванова Марина
Статья напечатана в журнале "Вести образования" № 20 (129) от 21 декабря 2015 года

Сегодня я хочу рассказать о своем видении подхода к раннему развитию ребенка, основанного на учении Марии Монтессори. Вся ее система основана на идее о том, что каждый ребенок – это уникальное, совершенное и талантливое создание, которое приходит в этот мир для реализации определенной задачи, определенной для него самим Творцом.

Фото - Ребенок рассматривает карту мира

Для этого у ребенка с самого рождения имеются уникальные таланты, пристрастия к той или иной деятельности, определенный, необходимый именно для его миссии склад ума и особенности характера. И задачей ребенка является изучить законы нашего мира, освоить свои возможности (физические и интеллектуальные) и найти применение своим уникальным для каждого талантам, чтобы реализовать в жизнь то, с чем он пришел. А задачей взрослого (родителя) становится создание для этого максимально благоприятных условий: обеспечение физического и эмоционального комфорта и создания возможностей для развития уникальных талантов. Система Монтессори как раз и помогает решить эту задачу – она дает возможность ребенку найти себя, осознать свои возможности и таланты. Это обеспечивается посредством трех главных аспектов:

  • специально организованной среды, позволяющей развивать те навыки, которые в текущий индивидуальный возрастной период для ребенка особо актуальны
  • свободы выбора занятия
  • принятие ребенка таким, какой он есть


Сегодня речь пойдет о СВОБОДЕ

Фото - Ребенок поливает растения в горшках

Сейчас все большему числу людей приходит осознание того, что детство – основа всей последующей жизни. Все сложности, неудачи, несчастья и проблемы во взрослой жизни являются результатом психологических травм, полученных ребенком в детском возрасте. Ребенка в детстве можно сравнить с маленьким росток в земле. В нем изначально есть потенциал и необъяснимая сила вырасти и превратиться в цветущий куст или плодоносящее дерево. Если предоставить ему комфортные условия для его укрепления в почве и дать свободу, то этот росток превратиться в то, чем он задуман Творцом. Однако, если росток формируется в комфортных условиях, но по каким-то причинам на стадии ростка растение испытает ограничения (тень, преграду), то ему приходится изгибаться или изменяться в размере, то есть растение деформируется. Другими словами, ограничение ростка в свободе приводит к формированию кривого, искаженного дерева (куста). И это искажение на этапе укоренившегося дерева уже никак не исправить.


Фото - Занятия детскм центре Умная Кроха

Так и с детьми: все, что было заложено в сознании ребенка в детском возрасте, откладывает отпечаток на всю жизнь. Поэтому роль взрослого, с которым общается ребенок сложнее роли садовника. Ему важно думать не только о создании благоприятной среды обитания (бытовой, физиологической и т.п.), но и создании гармоничной среды для развития интеллекта и души. Для родителя или педогога важно следовать за ребенком, наблюдать за ним и организовать условия, в которых ребенок может удовлетворять свои потребности в изучении внешнего мира или творческом выражении мира внутреннего.

Наделение ребенка свободой не означает «творю, что хочу». Свобода в системе Монтессори неразрывно связана с ответственностью, самостоятельностью, независимостью, дисциплиной и ограничениями. По определению самой Марии Монтессори «Свобода – это наилучший выбор для себя и для других в текущих условиях». И эта свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Осознавая самих себя, дети учатся осознавать и свою свободу, свои границы, куда они могут пустить или не пустить другого человека. Осознав свои границы, дети приходят к осознанию наличия границ и у другого человека и начинают их уважать. Это взаимоуважением своего и чужого пространства позволяет ребенку научиться быть самостоятельным, уверенным в себе и развивает навыки общения.


Фото - Ребенок несет кубики

Также свобода связана с ответственностью. Ребенку показываются и объясняются последствия каждого действия и оставляется право самому сделать выбор. Приняв решение о выборе того или иного действия, ребенок самостоятельно несет за него ответственность. Возможно, в отношении маленькой крохи это звучит смешно, но именно в детском возрасте и формируются те самые законы, по которым устроен наш мир. В данном методе нет понятия «ты плохой и поступил плохо». Есть другое понятие: «Ты принял решение и сделал так, как сделал, и последствия своего решения исправлять надо будет тоже тебе». Такой подход развивает в ребенке не только ответственность, но и осознанность и самодисциплину.


Фото - Дети работают с сыпучими материалами

Важное место в понятии «свобода» занимают ограничения и дисциплина. Система Монтессори подразумевает наличие определенных правил, следование которым является ключевым моментом пребывания в среде. И эти правила не насаждаются монтессори-специалистом извне, а они рождаются внутри группы самой средой. Это главное отличие дисциплины системы Монтессори от дисциплины традиционного подхода к образованию. Следование правилам основывается не на страхе быть непринятым взрослым (педагогом), а на желании всех членов коллектива пребывать в комфортных условиях: взял материал - положи на место, чтобы другой ребенок, и ты сам смог найти его в другой раз; разбросал крупу – надо убрать, потому что по ней ходить неприятно и, если разбрасывать крупу, то потом не с чем будет работать; на круг мы собираемся, когда все материалы убраны на место; если все кричат на кругу – никого не слышно, надо говорить по очереди и т.п. И эти правила соблюдаются ВСЕГДА, независимо ни от каких обстоятельств. Именно эта систематичность выполнения правил позволяет ребенку осознать их важность и неизменность, что в свою очередь формирует ощущение порядка и безопасности.


Фото - Дети самостоятельно работают в Монтессори-среде

И последний элемент свободы, о котором я хотела бы упомянуть – это вера в способности ребенка. Отсюда появляется главный лозунг системы Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Монтессори- специалист проводит детальную презентацию какой-либо работы, соответствующей возможностям ребенка, и оставляет ребенка наедине с материалом, давая возможность ребенку освоить его самостоятельно.

Педагог верит в способности ребенка на заре освоения нового навыка, а в случае затруднения не исправляет, а оказывает помощь таким образом, чтобы у ребенка сложилось впечатление, что он выполнил ее самостоятельно. Эта вера и незаметное сопровождение вызывает у ребенка живой интерес, развивают инициативу и волю к совершению чего-то нового, формирует уверенность в своих силах и в себе самом.


Ноябрь 2015г.




Поделиться
статьей:




Группа Малыш и Мама

Фото - Группа Малыш и Мама детского центра Умная Кроха

Развивающие занятия в детском центре по методике Монтессори для детей от 8 месяцев до 3 лет.

Тоддлер - группы
для детей 2-3,5 лет

Фото - Группа Тоддлер группа для детей от 2 до 3,5 лет детского центра Умная Кроха

Группы неполного дня.
Дети занимаются без мам.

Монтессори-среды 0-3

Фото - развивающая среда для детей 0-3 лет детского центра Умная Кроха

Развивающая среда детского центра "Умная Кроха" для детей 0 - 3 лет

Монтессори-среды 3-7

Фото - развивающая среда для детей 3-7 лет детского центра Умная Кроха

Развивающая среда детского центра "Умная Кроха" для детей 3 - 7 лет

Звоните нам по телефонам:

8 (916) 682 32 35
8 (916) 965 97 78


Пишите на адрес:

info@u-kroha.ru


Мы в социальных сетях:


Facebook Одноклассники ВКонтакте Twitter